Дымковская игрушка: забавная, необычная, яркая, с понятным для детей рисунком и стилизованным узором – один из самых старинных промыслов России. Каждая дымковская игрушка – это ручная работа, которая существует только в единственном экземпляре.
При ознакомлении с дымковской игрушкой педагоги стараются достичь понимания у детей целесообразности вещей, сочетания красоты с назначением и употреблением вещи. В детском саду используются рассматривание дымковских игрушек. Рассматривание сопровождается вопросами к детям, беседой, самостоятельными высказываниями детей, рассказом воспитателя, чтением стихов и отрывков из прозаических произведений.
Знакомство с дымковской игрушкой способствует расширению и развитию у детей художественных представлений, навыков оценки произведений искусства, становление художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему.
Ознакомление в детском саду с дымковской игрушкой начинается со средней группы. Дети осваивают элементы узоров – мазков, точек, полос, колец. Каждый элемент в узоре повторяется обычно несколько раз, поэтому у детей есть возможность поупражняться.
Рисование детей в старшей группе приобретает все более осознанный и преднамеренный характер. Эстетическое развитие у пятилетних детей приобретает новые черты. Поэтому воспитатель развивает у них восприятие и сознательную оценку дымковской игрушки. Он обращает внимание детей на выразительность образа, красоту цветосочетаний и гармоничность форм, ритмичность расположения деталей в узоре.
К подготовительной группе дети изучают технику изготовления дымковской игрушки. Детей привлекает продуктивная деятельность, они лепят дымковские игрушки из глины, просушивают и обжигают, а затем покрывают белилами и расписывают.