• Рубрики

    Аистёнок

    Эссе «Моя педагогическая философия»

    Эссе «Моя педагогическая философия»

    Эссе «Моя педагогическая философия»

    Исполнитель:

    Кучумидзе Ольга Владимировна,
    воспитатель МБДОУ ЦРР —
    детский сад № 152 «Аистенок»


    И каждый час, и каждую минуту,
    О чьих-то судьбах вечная забота.
    Кусочек сердца отдавать кому-то,
    Такая вот у нас у всех работа.

    В. Беляков

     

    Моя педагогическая философия – это мое мировоззрение, система моих профессиональных идей, взглядов на мир и на место в нем человека.

    С течением времени, взрослея, приобретая богатый педагогический и жизненный опыт, мои взгляды на жизнь и убеждения претерпели некоторые изменения, стали глубже. Пришло осознание некоторых понятий, о которых раньше я не задумывалась.

    Работая воспитателем в группе общеразвивающей направленности, 7 лет назад получила предложение параллельно работать в группе кратковременного пребывания для детей-инвалидов. Это было неожиданно, ново для меня и интересно. А еще было страшно! Справлюсь ли, получится ли у меня, сложатся ли взаимоотношения с этими детьми? Вот сколько сразу возникло вопросов. Я знала, что есть дети-инвалиды, жалела их, но не знала, что я могу для них сделать. А сейчас понимаю, что всегда можно и нужно менять мир вокруг себя к лучшему. Мне пришлось многому учиться заново, постигать новые истины и понятия.

    За эти 7 лет я увидела много жизненных судеб. А какие я видела глаза!!! Глаза детей и их родителей. И всегда в них теплилось ожидание, тревога, вопрос: «Чему вы нас научите? Что у вас получится?» А ведь получалось. Маленькими неторопливыми шажками появлялись первые достижения, успехи. И в глазах родителей уже вместо тревоги можно было увидеть облегчение, благодарность за то внимание и доброту, что мы им даём.

    Со временем моим вопросам нашлись ответы и с каждым годом (или с каждым прожитым днем) росла убежденность в правильности своего дела, принятого когда-то решения работать с этими особенными детьми. Росла и крепла уверенность в том, что человек по-настоящему счастлив, когда он полезен; что делать добро – это всегда приятно. А ещё я поняла, что есть такая закономерность: когда отдаёшь, то приобретаешь в несколько раз больше – духовно обогащаешься.

    Когда рядом есть те, кому нужна помощь – оставаться равнодушным нельзя. Особенно, если речь идёт о детях-инвалидах. Каждый день они и их родители бросают вызов своему недугу. Чтобы победить,  им необходима наша поддержка. А нам необходимо проявить милосердие. Ведь именно забота о тех, кому нужна помощь, делает нас людьми.

    Каждый ребенок особенный – это бесспорно. «Особенный» я говорю здесь не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того чтобы обозначить отличающие его особые потребности. Я убеждена, что в настоящее время назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их права на дошкольное образование, желание и готовность включить их в детское сообщество.

    Очень своевременно в нашем обществе стал развиваться инклюзивный подход в образовании. Термин «инклюзия» приобретает смысл активного и творческого включения в образование детей с различными стартовыми возможностями и их родителей, сотрудничества, командной работы в достижении главной цели – развития толерантного общества.

    Инклюзивное образование базируется на 8 принципах:

    • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
    • Каждый человек способен чувствовать и думать;
    • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
    • Все люди нуждаются друг в друге;
    • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
    • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
    • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
    • Разнообразие усиливает все стороны человека.

    Под каждым из этих принципов я готова подписаться, так как я их «проживаю» каждый день вместе со своими «особенными» детьми и их родителями. Эти дети вполне могут успешно общаться в детском саду, закончить школу, поступить в вуз и получить профессию, но дается им это гораздо труднее, чем обычным детям. Мы не можем заранее знать удастся ли им развиться до такой степени, чтобы окружающие считали их «такими как все». Но мы точно должны дать им этот шанс!

    Для  детей, с которыми я работаю,  очень важно научиться  взаимодействовать и общаться. В дошкольный период для детей еще нет разницы особенный перед ними сверстник или нет. Они взаимодействуют, помогают, играют с «особенными детьми» так же как и с обычными.

    Общение в дошкольном возрасте может быть самостоятельной деятельностью, а не только сопровождением, поэтому оно продуктивно для формирования социальной компетентности ребенка. Общение как деятельность становится значимым в социализации ребенка, что позволяет взрослому передавать накопленный социальный опыт, учитывая уровень развития воспитанников, а ребенку —  усваивать этот опыт. И очень важно, что отношение детей к особенностям друг друга в большей степени зависит от отношения взрослых к особенностям детей, от позиции воспитателя.

    Ребенок будет взрослеть и ему придется встречаться с разными детьми и взрослыми, и он должен уметь общаться с ними. Уходя из детского сада в школу, он должен вынести отсюда не только начальные знания, но и социальные навыки общения и взаимодействия с людьми. Я считаю, что сегодня задача нашего общества – сделать так, чтобы все дети могли получить образование и жить максимально полноценно, вне зависимости от возможностей здоровья. Везде должна быть создана доступная и доброжелательная атмосфера, преодолены барьеры среды и общественного сознания.

    Такова моя педагогическая философия, так как я ее прожила и «пропустила» через свое сердце.

    Нет комментариев

    Оставить комментарий

  • © 2012 Детский сад №152 «Аистенок» г. Екатеринбург, ул. Черепанова, 28а