ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЕРХ-ИСЕТСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №152 «АИСТЕНОК»
СОВЕТЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК ДЕТЕЙ
Виды детской деятельности, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук:
развитие ручной умелости (рисование, лепка, конструирование, аппликация, вышивание и др.);
различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, перекладывание, сортировка горошин, фасоли, палочек, пуговиц и других мелких предметов);
пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без него;
пальчиковый театр;
упражнения по подготовке руки к письму (работа с трафаретами, шаблонами, фигурными линейками, объемными и плоскостными изображениями предметов.
Детям до 3 лет рекомендуется проводить:
поглаживание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястьям;
упражения на сгибание и разгибание пальцев;
перебор сначала более ярких и крупных предметов, затем более мелких;
пальчиковую гимнастику и народные игры («Сорока-белобока», «Пальчик-мальчик» и др.), в ходе которых дети повторяют движения взрослых самостоятельно или выполняют их в содружестве, вырабатывая ловкость и умение управлять своими движениями.
Детям 3-7 лет рекомендуется проводить:
катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;
запускать пальцами мелкие «волчки»;
разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;
сжимать и разжимать кулачки;
делать кулачки «мягкими» и «твердыми»;
барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
махать в воздухе только пальцами;
собирать все пальцы в щепотку;
нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;
завязывать узелки на шнурке, веревке;
застегивать, растегивать пуговицы;
играть с конструктором, мозаикой;
складывать матрешки;
рисовать в воздухе;
мять пальцами поролоноваые шарики, губки;
рисовать, раскрашивать, штриховать;
резать, вырезать ножницами;
плести их бумаги коврики, корзинки, косички;
шить, вышивать, выполнять аппликации.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В возрасте одного года Ваш малыш:
Знает, как его зовут;
Понимает слово “нет”;
Понимает и выполняет несложные просьбы;
Повторяет простые одно- и двусложные слова;
Играет в “Сороку- белобоку”, желает “спокойной ночи”;
Говорит “мама”, “папа” и ещё около десятка слов, обычно существительных;
Любит подражать голосам животных и звукам разных предметов;
По вашей просьбе дает игрушку;
С удовольствием смеется;
Хорошо слышит и различает много звуков;
Демонстрирует искреннюю любовь к вам;
Вкладывает кубик в коробку по вашей просьбе;
Активно рисует карандашом или мелком каракули.
В возрасте двух лет Ваш малыш:
Обладает запасом в 200-300 слов;
Пользуется в речи двух-, техсловными словосочетаниями и предложениями;
Прислушивается к словам и понимает их значение;
Любит, когда ему читают, и рассматривает иллюстрации;
Называет предметы, изображенные на картинках;
Хорошо знает свое имя, произносит его;
Пользуется словами “да”, “нет”, “ещё”;
Выражает просьбу словами, а не только жестами;
Использует существительные в разных падежах (то есть с разными окончаниями);
Согласует предмет и действие (“машина едет”, “я хочу”.
К трем годам Ваш малыш:
Часто задает вам вопросы;
Пользуется двух-, трехсловными предложениями;
Говоря, высказывает свои впечатления, мысли;
Договаривает звуки, слоги, слова при чтении;
Имеет словарный запас 1000-1500 слов;
Понимает значение простых предлогов и множественного числа;
Знает время суток;
Называет два цвета.
К четырем годам Ваш малыш:
Владеет словарем примерно в 1500 слов;
Начинает употреблять сложные предложения;
Говорит предложениями из 4-5 слов;
Задает много вопросов, использует слова “кто?” и “почему?”;
Использует выражения типа: “я думаю, что…” и “я надеюсь, что…”;
Выполняет просьбы и команды, даже если нужный предмет не находится в поле зрения;
Парвильно употребляет глаголы в прошедшем времени;